«А что тут думать? Колёса, дека и руль!» - определение в целом ёмкое, но не слишком точное. На самом деле, у современных самокатов деталей заметно больше, и все они важны. Итак, самокат состоит из следующих частей:
Дека самоката
Дека – это та самая «подножка», платформа, на которой Вы будете стоять во время езды. Обычно дека самоката является несъёмной частью рамы, основы самоката. Спереди к деке крепится рулевая колонка (об этом ниже), сзади – крыло-тормоз и заднее колесо. Сверху дека самоката защищена нескользящим покрытием, например, резиновым или шкуркой (наждачная бумага).
Ширина, длина и высота деки – это три основных параметра, влияющих на выбор самоката:
- Ширина деки. Пожалуй, самый волнующий для новичков момент – многие считают, что при катании на самокате обе ноги должны целиком помещаться на деке, рядом друг с другом. На самом деле, это не совсем так: пока Вы толкаетесь, на самокате стоит только одна нога, а когда едете по инерции, вторая практически никогда не ставится на деку полностью. Обычно она стоит или под углом, или не на всю ширину стопы. Более того: широкая дека самоката снижает его манёвренность, вам будет сложнее поворачивать;
- Длина деки. Чем короче самокат, тем проще на нём ехать через толпу и тем выше его манёвренность. Тем не менее, слишком короткие модели новичкам не подходят: на них сложно удержаться. Мы рекомендуем начинать с самокатов средней длины;
- Высота деки. Она же «дорожный просвет самоката». Здесь всё просто: чем выше дека, тем сильнее Вам придётся присесть, чтобы оттолкнуться. Соответственно, если самокат подобран не под рост, Вы быстро устанете. Планируете ездить по ровным хорошим дорогам? Берите самокат с низкой декой. Дороги оставляют желать лучшего, а на пути много бордюров? Придётся брать более высокий вариант.
Также при выборе самоката нужно обращать внимание на конструкцию деки:
- Цельная. Дека и рама – это единое целое, этот вариант используется в большинстве самокатов. Соответственно, заменить только деку невозможно, придется купить новый самокат;
- Съёмная. Дека – это отдельная платформа, которая крепится на металлическую раму. Такой вариант плохо подходит для новичков: если Вы периодически падаете, дека может сломаться. Зато можно ставить декоративные деки из разных материалов для кастомизации самоката;
- Гибкая. Самый редкий вариант: дека из дерева закреплена между основаниями из металла. Такая дека немного пружинит при езде, что упрощает движение по неровной дороге. Но и толкаться на таком самокате сложнее.
Колёса самоката
Следующее, на что нужно обращать внимание при выборе самоката, это колёса.
ВАЖНО: Колёса в самокате – это расходный материал. Стёрлось колесо? Смело меняйте! Понять, что пора менять колёса на самокате, просто: при езде появляются постоянные вибрации, становится сложно управлять самокатом. Чем чаще Вы резко тормозите, тем быстрее изнашиваются колёса – учитывайте это.
Многое зависит от материала, из которого изготовлены колёса:
- Полиуретановые колёса – для самокатов это самый распространённый вариант. Жёсткие и прочные, они позволяют легко разогнаться до большой скорости и медленно изнашиваются;
- Резиновые. Очень редко используются, представляют собой нечто среднее между скоростным и мягким вариантом;
- Надувные. Самые мягкие колёса: если дороги, по которым Вы катаетесь, в совершенно ужасном состоянии, это – Ваш выбор. Толкаться на таких колёсах гораздо тяжелее, разогнаться почти невозможно, но зато самокат очень плавно идёт по неровному асфальту или плитке. ВНИМАНИЕ: боятся проколов.
Ещё одним очень важным пунктом является размер колёс самоката. У городских самокатов обычно стоят колёса 180-200 мм диаметром – это оптимальный вариант, он позволяет легко поддерживать высокую скорость и игнорировать трещины в асфальте. Чем больше колёса, тем проще разогнаться.
Амортизаторы самоката
Устанавливаются не на все модели, но серьёзно повышают комфорт при езде. Обычно это пружины, установленные на вилке заднего колеса или обоих колёс. Также к амортизаторам относятся уже упомянутые выше гибкая дека и надувные колёса.
ВАЖНО: присутствие любого амортизатора снижает максимальную скорость езды а также требует частого обслуживания.
Подшипники самоката
Установленные внутри колёс, подшипники самоката определяют, насколько легко Вам будет кататься. В большинстве самокатов изначально стоят вполне качественные подшипники, которых хватит на первый сезон. Дело в том, что со временем подшипники самоката расшатываются и засоряются. Если Вы чувствуете, что ехать стало сложнее, нужно осмотреть подшипники и заменить их.
ВАЖНО: Подшипники имеют номера (класс точности ABEC): 3, 5, 7, 9, 11. Чем выше номер, тем выше будет максимальная скорость и тем быстрее, соответственно, изнашивается подшипник. Ещё один важный момент: подшипники для роликов и для самокатов имеют одни размеры (608), они взаимозаменяемы.
Складной механизм самоката
Сегодня нескладные самокаты – это редкость. Обычно речь идёт о профессиональных трюковых моделях, которые должны быть особенно прочными. А городской самокат должен быть удобным и компактным, это прежде всего. Сложенный самокат легко помещается в багажник машины, с ним можно зайти в магазин или в метро, нет проблем с хранением транспорта на работе или дома.
Иными словами, у хорошего городского самоката есть механизм складывания. И этот механизм может быть сконструирован по одному из двух вариантов:
- Самокат складывает пополам. В этом случае механизм установлен в том месте, где рулевая колонка крепится к деке – это самый популярный вариант. Сложили, получили что-то вроде трости с передним колесом. ВАЖНО: У разных производителей механизмы складывания отличаются, обязательно попробуйте, насколько удобно складывать-раскладывать самокат;
- Складывается только руль. Редко встречающаяся конструкция, ей не очень удобно пользоваться. Самокат всё равно остаётся громоздким, на деку его не поставить – придётся класть на бок… Имеет смысл брать такую модель, только если Вы сильно боитесь испачкать руки.
Учитывайте, что любые механизмы складывания делают самокат менее прочным. Для городской езды складной самокат оптимален, а вот для прыжков лучше поискать цельную модель.
Руль самоката
Как правило, руль настраивается по высоте, что позволяет подогнать самокат под конкретного человека. Настройка может быть либо по фиксированным зонам (с шагом 5 сантиметров, как правило), либо точной. Учтите, что во втором случае время от времени придётся подтягивать хомут и проверять настройку – она сбивается со временем.
На какой высоте должен быть руль самоката? Как правило, для безопасной и комфортной езды руль должен быть чуть-чуть выше поясницы. Опустите ниже – ехать будет неудобно, поднимете выше – самокатом станет сложнее управлять.
По ширине руль городского самоката на 15-20 сантиметров уже, чем у трюкового (в среднем 30-35 сантиметров против 50-55 у профессиональных моделей). Этой ширины вполне достаточно, чтобы Вы могли уверенно контролировать самокат во время езды и при этом сохраняли мобильность и маневренность в толпе. У некоторых моделей руль раздвижной, с настраиваемой шириной.
Грипсы (накладки на ручки для самоката)
Грипсы – это мягкие накладки на руль, за которые Вы и держитесь при езде. Раньше их делали из поролона, который вполне хорошо гасил вибрации, но легко впитывал грязь и пот, а со временем попросту рвался.
Сейчас стандартом стали резиновые грипсы: они обеспечивают плотный захват руля, легко моются и на 100% выполняют свою функцию. Есть у резины и ещё одно приятное достоинство: множество расцветок и дизайнов!
Тормоз для самоката
Все модели оснащены, как минимум, одним тормозом. Чаще всего, он расположен над задним колесом – это «тормоз-крыло». Принцип действия простой: внутри металлического крыла установлена тормозная колодка. Вы наступаете на крыло, колодка трётся об колесо, самокат останавливается.
На некоторых самокатах есть ручной тормоз – это ручка на руле, которая соединена с тормозной колодкой на переднем или заднем колесе. Такой тормоз менее эффективен, но, если Вы не разгоняетесь слишком сильно, может быть вполне удобным. На самокаты с большими надувными колёсами обычно ставят два тормоза: и ручной, и ножной.
Аксессуары для самоката
Так же самокатчику могут быть полезны:
- Ремень для переноски. Позволяет с удобством носить самокат, просто незаменим, если Вы ездите на общественном транспорте. У некоторых самокатов есть штатные крепления для ремней, но в большинстве случаев используются крепления самого ремня – универсальные;
- Подставка. Нужна, если Вы часто совершаете длительные городские прогулки на самокате и останавливаетесь, чтобы отдохнуть (к примеру, на лавочке в парке);
- Чехол. Удобен для зимнего хранения самоката и просто необходим для дальних поездок.
Теперь у Вас есть представление о том, из каких частей состоит самокат, и Вы готовы к покупке. Приятного катания!